О Журнале
Оставьте реакцию на материал
Датой рождения «Чаяна» считается январь 1923 года. Именно тогда появился первый номер журнала – будущего народного любимца. Первые номера выглядели скромно: они были черно-белыми, и преобладали в них тексты. Однако, узнав о новом издании, художники не заставили себя долго ждать. Один из первых татарских карикатуристов Гусман Арсланов буквально завалил редакцию своими рисунками. Год спустя в работе «Чаяна» начал активно участвовать молодой Н. Христенко (спустя некоторое время переехавший в Москву). Позднее палитру «Чаяна» обогатили художники Г. Поляков, Д. Красильников, Г. Юсупов, М. Амиров (впоследствии выдающийся татарский писатель Мирсай Амир). Героями карикатур в те годы становились в основном «бывшие люди» — богатеи, баи, муллы и кулаки. Графика рисунков поначалу была далека от совершенства — ведь профессиональных карикатуристов тогда в «Чаяне» просто не было. В журнал приходили молодые художники, желающие попробовать себя в сатирической графике. Поварившись в чаяновском котле, они через несколько лет превращались в самобытных мастеров карикатуры и уже до конца своих дней не расставались с любимым делом. В тридцатые годы прошлого века в «Чаяне» стали публиковать свои рисунки художники Ш. Мухаметжанов, И. Сулейменов, П. Новичков, 3. Шайдуллин, И. Бобровицкий. В июне 1941 года вышел единственный номер «Чаяна» военного времени. После этого издание журнала было прервано на долгие десять лет. Второе рождение произошло в декабре 1951 года. В это время в коллективе художников «Чаяна» появляются новые имена. Помимо Павла Новичкова и Иосифа Бобровицкого плодотворно начинают сотрудничать с журналом как уже сложившиеся мастера — Джагфар Булат, Эрнст Гельмс, так и многочисленная группа карикатуристов среднего и младшего поколений, ещё ничем не проявившая себя на ниве сатиры и юмора. |
Если в довоенном «Чаяне» художников можно было пересчитать по пальцам и отдельные номера оформлялись порой одним-двумя из них, то в пятидесятые годы вокруг «Чаяна» сложилось мощное ядро самобытных художников с яркими, запоминающимися почерками. Художественный отдел журнала возглавил Павел Новичков, сумевший сплотить вокруг себя команду единомышленников.
В пятидесятые годы карикатуристы очень часто обращались к сельскохозяйственной теме — проблемам колхозов, взаимоотношениям города и деревни. Большое значение придавалось и международным отношениям, политической тематике. Художники развенчивали в своих рисунках капиталистов, империалистов, сионистов, поджигателей войны и колониалистов всех мастей. Художественные решения зачастую были лобовыми, плакатными. Отчасти потому, что многие художники в годы войны рисовали сатирические плакаты в «окнах сатиры», которые получили повсеместное распространение.
Шестидесятые годы с их «оттепелью» принесли «Чаяну» возможность касаться более широкого круга тем - журнал получил второе дыхание. Для работы в «Чаяне» приглашаются такие видные мастера кисти, как X. Якупов, Л. Фаттахов. Тогда же в журнале можно было часто встретить рисунки Константина Васильева. В популярном издании начинают по-настоящему «звучать» молодые художники, которые в пятидесятых годах делали первые шаги — Зуфар Хусаинов, Иван Хантемиров, Ильдар Ахмадеев, Виктор Игнатьев. В том, что авторитет казанской сатирической школы в шестидесятые годы так значительно вырос, была немалая заслуга яркого, самобытного художника Бориса Старчикова, который стал художественным редактором журнала. Он отлично улавливал прогрессивные художественные тенденции и развивал их на страницах «Чаяна». |
Борис Александрович во многом способствовал тому, что к работе в «Чаяне» были привлечены такие одаренные сатирики, как Г. Огородников, Ю. Денисов, Л. Насыров, С. Насырова и другие молодые художники, которые в полной мере раскрыли свой талант уже в семидесятые годы. Эти мастера отлично вписались в журнал, развивая его традиции и значительно обновляя его сатирическую графику. Показательно то, что многие чаяновские мастера, со временем переезжая в Москву, становились «крокодильцами». В шестидесятые годы ими стали Г. Огородников и Б. Старчиков, в конце семидесятых — Л. Насыров и С. Насырова. Уже в самом этом факте — свидетельство признания культуры и мастерства казанских сатириков.
Семидесятые годы подарили «Чаяну» целую плеяду молодых художников, делавших тогда первые шаги в карикатуре. Они были полны юношеского задора и желания изменить мир к лучшему своими рисунками. Тогда впервые зазвучали имена Фарида Вахитова, Фарида Галеева, Рушана Гатауллина, Марата Насыбуллина, Айдара Утяганова, Виталия Феоктистова, Зуфара Хакимова. Их рисунки обладали яркой индивидуальностью и современной манерой. «Чаян» был для них великолепной школой — ведь семидесятые и восьмидесятые можно назвать «золотым веком» журнала. Рядом с молодёжью работали мастера высочайшего класса — В. Игнатьев, И. Ахмадеев, X. Ахметзянов, И. Хантемиров (возглавлявший в те годы художественный отдел), Л. Елькович, В. Космылин, Э. Дышаев. О каждом из этих самобытных художников можно написать отдельную главу книги истории журнала.
Эрнест Дышаев, делавший первые шаги ещё в шестидесятые годы, стал поистине народным художником и остаётся любимцем читателей по сей день. Два хитреца — Кутбутдин и Сайфутдин — персонажи, придуманные Дышаевым, долгие годы не сходили со страниц журнала.
Леонид Елькович — художник, побивший все рекорды творческого долголетия в журнале. Он терпеливо и деликатно работал он с каждым начинающим художником. Валентин Космылин был уникальнейшим человеком. Из него бил фонтан сатирических идей. Его творческое наследие — тысячи смешных рисунков. К тому же он был бессменным «темистом» (автором тем для рисунков). На придуманные им сюжеты художники «Чаяна» нарисовали десятки тысяч карикатур — уморительно смешных, гротескных, а порой и лиричных. В восьмидесятые годы художественный отдел журнала возглавил Тагир Фаизов. Он привнёс в «Чаян» своеобразную декоративность, яркую цветовую аппликативность. Появились и новые имена — Вячеслав Бибишев, Александр Шульпинов, Ринат Абзалов, Александр Алёшин, Валерий Лугвинёв. Ни в одном юмористическом журнале не было такого обилия авторов-женщин, рисующих карикатуры. |
Истинным патриархом (или «матриархом»?) среди них была Лия Бочкова, начавшая свой творческий путь в «Чаяне» ещё в шестидесятые годы. В семидесятые годы весьма плодотворно работала в «Чаяне» в жанре карикатуры София Насырова. Тогда же в журнале начали свой творческий путь Светлана Привина, Светлана Фаттахова, Елена Хитрова. «Женская традиция» продолжается и сегодня — первые шаги на страницах журнала делают Эльвира Дышаева, Юлия Щетинкина, Миляуша Саляхова, Кадрия Биккинеева, Танзиля Давыдова.
В девяностых годах в журнале появились такие яркие художники, как И. Нафиев, Д. Никитин, А. Мамаев, Д. Быков.
С 1998 года художественный отдел возглавяет А.Алешин. Сотрудничество с журналом возобновили многие художники, по тем или иным причинам отошедшие в своё время от «Чаяна». Этот краткий обзор, посвященный исключительно художникам журнала, естественно, не исчерпывает «чаяновской» темы. Ведь «Чаян» — это не только художники, но и поэты, прозаики, журналисты, фельетонисты. Все вместе они продолжают замечательные традиции журнала, обогащая палитру современного «Чаяна» своим творчеством. |
Сегодня «Чаян» - один из немногих сохранившихся юмористических изданий на постсоветском пространстве. Редакция выпускает веселый журнал для веселых людей, стараясь сохранить лучшие чаяновские традиции – юмор, народность, высмеивание нелепостей и глупостей нашей жизни. В то же время «Чаян» идет в ногу со временем, осваивая новые юмористические подходы и темы.
Комментарии